О суверенной демократии, колесе и подростковом синдроме

tarlakovsky18.03.2012 в 17:15
Господин В. Сурков - Суслов современной эпохи. Его аппарат долго искал, как бы обозвать ту политическую систему, которая получилась при Путине. И нашли у одного давнего философа и политолога термин - «Суверенная демократия». Прошу вас, читатели, вспомнить, что во времена того мыслителя человек, вознесенный на вершину власти, назывался «Суверен». Он имел полную власть над всеми, кто ниже его. Это был король в королевстве, маркиз в своих владениях, герцог в герцогстве и т.д. вплоть до мелкого феодала для его крепостной деревни. Так вот тот философ, считая необходимой какую-то форму влияния простых людей на власть, предложил следующую штуку. Народ на выборах выбирает из самых лучших людей наилучшего и вручает ему высшую власть. Всё. После этого демократия заканчивается. Никто не имеет никаких прав, кроме права во всём подчиняться суверену, ведь он лучший из лучших! Это «изобретение» и было названо «суверенной демократией». То есть демократией в кармане у суверена.

В наше время слова «суверенный», «суверенитет» обозначают полную независимость от внешнего влияния - суверенность личности, суверенитет государства, то есть самодостаточность и независимость от внешних влияний. Словарь иностранных слов дает определение: «суверенитет - полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях; национальный суверенитет - совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость и т.д.»

Какое из двух толкований, старое или современное вложил Сурков в свою идею «суверенной демократии», не знаю, но сдаётся мне, что он имеет в виду оба толкования. С одной стороны сигнал всем странам «старой демократии» (США, Европы): «Не лезьте к нам, мы живем, как хотим». Другой сигнал для российских избирателей: «Вы избрали президента, вот теперь он и будет всё решать, а вы со своим свиным рылом не лезьте в калашный ряд». И то и другое мне лично не нравится. А вам, уважаемые читатели?

Почему не нравится мне? Попробую пояснить. Человечество все время учится друг у друга. Любой учёный, изобретатель, все новое, что создано его мозгом, его руками передает окружающим. Кто-то первым придумал принести головню из горящего леса в родную пещеру и завести там постоянно горящий костёр. Кто-то придумал колесо, поставил на колёса прежнюю волокушу, и получилась телега. Какой-то отчаянный парень первым во всем мире прыгнул на спину лошади и … удержался, хотя лошадь всяко пыталась его скинуть. Кто-то первым решил, что колесо из сплошного дерева очень тяжёлое и сделал колесо на спицах. Вы думаете, что никто не возражал, не объявлял изобретателей преступниками перед богами и людьми?! Ещё как! Наверняка были такие, кто кричал: «Не лезьте к нам с вашими кострами, колёсами, лошадьми. Мы суверенные! Вы там как хотите, а мы будем жить в холодных пещерах, таскать грузы на своих плечах или на волокушах, как завещали наши великие предки и повелевали наши родные боги.». Тоже самое было с луком и стрелами, с паровозами и самолётами. Разве сегодня не ворчат: «Истыкали все небо своими ракетами, дыр понаделали, вот и климат испортился. Разве до ракет зимы не были совсем другими?! Вплоть до 18 века прошлого тысячелетия кое-где были волхвы, суверенно исполнявшие языческие обряды. Разве Гитлер не орал о суверенных правах нордической арийской расы?

Давайте подумаем, что произошло бы с человечеством, если бы никто не захотел научиться разжигать костёр, делать телеги с колёсами, ездить на лошадях, стрелять из лука и т.д.? Сдвинулось бы оно из своего первобытного существования?

Человечество всё время развивается только потому, что люди учатся у людей, племена у племён, народы у народов, государство у государства. И ничего никому не стыдно учиться у других. Вы, конечно, возразите, что иногда учатся хорошему, а иногда плохому. Верно, но на то, что хорошо, что плохо - дано каждому человеку и народу свободно разбираться. А ограничителями поставлены ум и совесть. И эти решения каждый принимает сам для себя, иногда они выверены, а иногда случайны, и с этим уже ничего не поделаешь. Ответ нам никто не даст, кроме времени. А времена меняются. И все же учиться друг у друга надо. Есть возрастная разница в тех группах, где охотно принимают новое и легко отказываются от старого и где людей тянет к сохранению старого и неприятию нового. Вторая группа - это старики, в первой почти всегда оказываются подростки и молодёжь. Приведу цитату от Марк Твена, может не очень точно, но смысл сохранится полностью: «Когда мне было 15 лет, я удивлялся, как глуп мой отец. Когда мне исполнилось 20, я удивлялся, как этот сравнительно пожилой человек всего за пять лет сумел так поумнеть», Я сам не забыл, как яростно обвинял своего отца в несправедливости по отношению к людям. А он-то был одним из самых добрых и совестливых людей на свете. Потом моя первая дочь обвиняла меня в том, что я безразличен к другим людям. В трамвае я не замечаю, что не считаюсь с другими пассажирами. Теперь со мной борется за справедливость моя последняя, четырнадцатилетняя дочь. Но я знаю, что она будет любить меня потом, а её дочь будет упрекать уже её. Такова очерёдность.

Когда я смотрю на наших политиков, которые бурно объясняют странам старой демократии, что мы «сами с усами», что мы великая держава и сами знаем, какую демократию нам строить и вообще «не учите меня жить!», - мне смешно. Я понимаю, что мы всё уже знаем, и не им нас учить, это было ваше время, а теперь наше время, в котором вы «старичьё-дурачьё», ничего не понимаете. Это не страшно - это болезнь роста. Подрастём и поймём, что деды и прадеды демократии были во многом правы. А о демократии до нас думали тысячи учёных и политиков, миллионы рядовых членов общества. Так что некоторым стоит почитать побольше о раздумьях и сомнениях предков. Ей-богу стоит!

Попутно, в связи с идеей суверенной демократии, позвольте напомнить еще об одной
«суверенной» идее в истории российской мысли. С 19 века активно идёт спор между славянофилами (славянолюбами) и западниками. Первые говорили и говорят, что Россия самобытная страна, сложившаяся на основе общинного права, народной монархии, православия и народности. Мы страна духовная, а на западе духовности нет, одна погоня за деньгами. У нас лучшая в мире литература, и «в области балета мы впереди планеты всей». У нас всегда была лучшая в мире непобедимая армия. Мы первые в мире вышли в космос, первыми изобрели паровоз Черепановых. А Пётр I нарушил нормальное постепенное развитие страны и народа, разрушил русские традиции. В.В.Путин то говорит о причастности и преданности России европейским ценностям, то самобытности и традициях России, имея ввиду прежде всего привычку к управлению страной одним великим лидером. Царь-батюшка, Генеральный секретарь, Президент, - всё одно где-то наверху один великий и могучий, и у нас должны быть великие цели, ради которых мы готовы идти на смерть. И учиться нам у них нечему, пусть они у нас учатся.

Я должен повториться: учиться не стыдно, стыдно не учиться. Понимаю, что «попутно» говорить о таких сложных вещах просто неприлично, но размеры и тематика статьи не позволяют мне углубляться в проблему. Позволю себе заметить, что в Англии, Франции, Испании, тоже был период абсолютной монархии, тотальной власти королей, как и в России царей, императоров, генсеков. Однако в Европе давно прошли этот этап, а мы всё еще топчемся на одном месте, всё ещё ищем себе доброго царя. Пора учиться демократии. Учиться у тех, кто давно вышел на этот путь и многому научился за время пути.

Кстати сказать, мы, россияне, очень переимчивые люди. Я побывал в Хорватии и удивился, насколько их язык ближе к старославянскому, чем наш русский. А ведь они тоже лет 300 жили под турками, венграми, австрийцами, венецианцами. Посмотрите, сколько в русском языке слов из тюркских, голландских, английских, иранских, монгольских, французских, скандинавских. Мы и боимся «чужих» и завидуем им, и перенимаем многое, не грех перенять и демократию.

В завершение сказанного я приведу две цитаты из произведений двух мыслителей. Одного из начала 20-го века, другого из конца 20-го века. Между ними около 100 лет.

Приведу слова замечательного российского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948гг), которого в 1922 году Ленин на «философском пароходе» выслал из России. Как всякий диктатор он не выносил рядом с собой людей умнее его. Спасибо, что не расстрелял. Итак, слова Бердяева, наверно, самого русского из русских философов: «Ветхозаветный, охраняющий национализм очень боится того, что называют «европеизацией» России. Держатся за те черты национального быта, которые связаны с исторической отсталостью России. Боятся, что европейская техника, машина, развитие промышленности, новые формы общественности, формально схожие с европейскими, могут убить своеобразие русского духа, обезличить Россию. Но это трусливый и маловерный национализм, это неверие в силу русского духа, в несокрушимость национальной силы, это - материализм, ставящий наше духовное бытие в рабскую зависимость от внешних материальных условий жизни. То, что обычно называют «европеизацией» России, неизбежно и благостно. Много есть тяжелого и болезненного в этом процессе, так как нелегок переход от старой цельности через расщепление и разложение всего органического, к новой, не бывшей ещё жизни. Но менее всего процесс «европеизации» означает, что мы станем похожими на немцев и англичан или французов».

И приведу слова другого мыслителя, уже конца 20-го века А.Н. Яковлева. Человека, мучительно прошедшего от истовой веры в сталинский ''социализм до отрицания не только сталинщины, но и марксизма в целом. Он прошел Великую Отечественную войну. С честью воевал. А затем стал одним из идеологов и архитекторов мирного перехода страны к нормальному развитию. Вот что он написал в своей последней книге «Сумерки»: «Лично я не верю в особую судьбу России, её исключительность, в некий «третий путь». Мы обречены на ту же логику развития, что и все народы мира, мы, если говорить об идеале, исповедуем те же ценности, что и всё человечество. Но всё это не отрицает того, что в развитии нашей страны есть свои особенности, сформировавшие своеобразие культуры, характера, психологии народа».

В заключение, я хочу сказать только одно. Только на пути к настоящей демократии мы сможем добиться прогресса, только освободив инициативу нашего талантливого народа от правления новых «гениев», мы пойдем по пути инноваций.

В. Вишнепольский





Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).